Уже на протяжении 90 лет – с 1924 года – раз в четыре года традиционно проводятся зимние Олимпийские игры. Спортсмены из бывшего СССР впервые приняли в них участие в 1956 году. В 2014 году Олимпийские игры впервые прошли на территории России, по каковому случаю отдел изоизданий Российской государственной библиотеки (РГБ) организовал выставку спортивного плаката, прошедшую 15 января — 9 февраля 2014 года.
Спортивный плакат – сравнительно молодой жанр изобразительного искусства, он, может быть, чуть моложе, чем сами Олимпийские игры. Функции его отчасти те же, чем у искусства политического плаката, призванного говорить с массами «шершавым» (по словам Маяковского), но доходчивым языком: «Молодежь, на коньки!», «Зимой лучший отдых на катке!», «Все на лыжи!», «Занимайтесь лыжным спортом!». В то же время спортивный плакат имеет и много общего с коммерческой рекламой, призванной пробудить интерес к определенному виду товара или роду деятельности. Ну, и в любом случае, плакат – это носитель информации, в данном случае – о проведении различных спортивных состязаний.
Первые плакаты создавались вручную или методом литографии. Принято считать, что самым первым спортивным плакатом, созданным к Олимпийским играм, стала обложка официального отчета первых летних Игр 1896 года. Кроме плакатов на спортивную тематику, в фондах Российской государственной библиотеки имеются и другие образцы плакатного искусства. А всего коллекция плакатов в РГБ насчитывает 400 тысяч единиц.