Более 250 лет тому назад в Забайкалье появились первые группы старообрядцев, выселенных царским правительством из белорусских и украинских земель, вошедших после первого раздела Речи Посполитой в состав Российской империи. В Сибири за этими переселенцами закрепилось название «семейские». За прошедшие десятилетия они прочно вросли в культурно-хозяйственный ландшафт Забайкалья. В наше время «семейские» живут не только в разных регионах России (Бурятии, Читинской и Амурской областях, Хабаровском и Приморском краях), но и за рубежом. В 2015 г. в связи с 250-летием прибытия семейских в Забайкалье, а также предстоящим 400-летним юбилеем со дня рождения идеолога старообрядчества - протопопа Аввакума, Государственный архив Бурятии выпустил сборник архивных документов по истории забайкальских старообрядцев.
Документальная книга под названием «История старообрядцев (семейских) в документах Государственных архивов Байкальского региона (1766-1917 гг.)», стала первым опытом совместной работы по созданию межрегионального сборника документов Государственного архива Республики Бурятия, Государственного архива Иркутской области и Государственного архива Забайкальского края. Сборник вводит в научный оборот целый комплекс ранее не публиковавшихся архивных документов, расширяющих источниковую базу истории забайкальских «семейских» в 1766-1917 гг.
Первоначально, в середине 1760-х гг., в Забайкалье было переселено около 5 тыс. старообрядцев. К 1850 г. их количество увеличилось до 17,9 тыс. чел., а к 1897 г. – до 40 тыс. «Семейские» жили большими, неразделенными семьями; численность одной такой семьи могла достигать 30-50 человек – представителей нескольких поколений рода. Последователи «древлеправославной веры», обладавшие большим сельскохозяйственным опытом, крепкой родовой сплоченностью и поразительным трудолюбием, составили становой хребет сельского хозяйства обширного края. «Они и камень сделали плодородным», - с уважением говорил о «семейских» иркутский губернатор Н. И. Трескин. «Семейские» стали яркой частью культуры Бурятии. Составители сборника постарались через архивные документы представить уникальность и самобытность хозяйственного уклада и религиозного мировоззрения старообрядческих общин Байкальского региона.