+7 (499) 399-36-48
Москва
Мск
+7 (812) 924-78-61
Санкт-Петербург
СПб
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Перейти на главную страницу сайта Перейти на главную страницу сайта

НОВОСТИ

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отчество!»
Николай Михайлович Карамзин

31 Декабря 2014
«Считать Новый год повсеместно с первого января …»
Там, где другие заканчивают поиск, для МГЦ только начинается настоящая работа!
«Считать Новый год повсеместно с первого января …»

20 декабря 1699 г. Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление – по примеру других стран, от Рождества Христова, а не от «сотворения мира» - и переносе начала нового календарного года с 1 сентября на 1 января. Начинался этот указ о перемене календаря резкими, но справедливыми по сей день словами: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января» (заметим, что наиболее ретроградная часть общества петровские календарные нововведения не приняла, и «дурит головы людям» до сих пор). Встречать Новый год было повелено по европейскому обычаю: с поздравлениями, фейерверками, салютами из пушек и ружей. С этого времени берет начало не только популярный ныне обычай новогодних фейерверков, но и вообще традиция встреч Нового года.

«Съешь меня»

Первую новогоднюю елку в Москве поставили также в канун нового 1700 года. И традиция украшать рождественскую елку появилась в петровские времена: как считается, этот обычай зародился во Франции в начале XVII в., потом распространился на соседнюю Германию, откуда и пришел в Россию. Украшали елку кто во что горазд: в богатых домах, например, на нее вешали золотые украшения. Наибольшую популярность, однако, приобрели украшения съедобные: орехи, яблоки, пряники, марципаны и проч. После окончания праздника детям разрешалось все это съесть. Специальные елочные игрушки появились только в конце XIX века и приживались они довольно медленно.

Два мира, две звезды

Праздник Нового года в дореволюционной России считался второстепенным: главным зимним праздником все же было Рождество. Поскольку сам обычай устанавливать елку в первую очередь был связан не с Новым годом, а с Рождеством (которое по григорианскому календарю отмечается на неделю раньше Нового года), на макушку елки водружали золотую шестиконечную звезду как символ Вифлеемской звезды. В советский период ее сменила красная пентаграмма – символ совершенно иного религиозного мировоззрения. Что касается Деда Мороза, то это целиком «изобретение» советских времен: в дореволюционной в России его не было.

Молодые символы старого праздника

Советская власть отменила Рождество, но Новый Год неофициально отмечался еще до конца 1920-х гг. В 1929 г. Совнарком своим декретом так искромсал календарь, что привычные дни недели фактически исчезли: отныне год делился на 72 пятидневные недели, в конце каждой из которых полагался выходной день. Общих выходных не было, суббота и воскресенье стали будничными днями, а официальных праздников было два - 7 ноября и 1 мая. Возродился Новый Год спустя 7 лет: в 1937 г. вышло постановление «О праздновании Нового года в СССР», и в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялась первое официальное новогоднее торжество с елкой, украшенной красной звездой. С этого времени и берет свое начало сегодняшняя традиция празднования Нового Года, постепенно «обросшая» атрибутами, которые сегодня кажутся нам вечными. На самом деле они очень молоды: образ Деда Мороза сформировался только в середине 1950-х гг., Снегурочки – чуть позже, массовое производство елочных украшений началось на рубеже 1960-х гг., а шампанское прочно заняло свое место на новогодних столах только в 1-й пол. 1960-х гг.

?
археология архив архивист архивисты архивное дело архивные документы архивные фонды архивный поиск архивы база данных Белоруссия библиотека библиотечное дело Великая Отечественная война военная история военный поиск выставка генеалог генеалогические исследования генеалогический поиск генеалогическое древо генеалогическое исследование генеалогия генетика геральдика герб дворянство династии династия ДНК интервьюирование родственников история история рода история России история семей история семьи картография книга книги книгоиздание краеведение метрические книги Москва музей наследие ономастика оцифровка Первая мировая война поиск предков поколенная роспись потомки предки происхождение фамилии ревизские сказки род родовой герб родословная родословная книга родословное древо Российская государственная библиотека Российская национальная библиотека Российский государственный исторический архив (РГИА) рукописи Санкт-Петербург семейная история семейные ценности семейный архив семья событие в Москве старые фотографии судьба предков традиции Тула усадьба фамильные ценности
наверх