Этимология названия «Кавказ» теряется в глубине веков. Первые упоминания содержатся еще в античных источниках: например, действие трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» происходит у некой «Кавказской горы». Согласно Ветхому Завету, к вершине одной из кавказских гор, Арарата, причалил Ноев ковчег. Средневековые арабские картографы утверждали, что «горы Каф» опоясывают весь мир. Это только немногие из преданий, связанных с Кавказом. О Кавказе во всем многообразии его культуры и истории рассказала выставка «Кавказский словарь: земля и люди», прошедшая 15 июня — 14 октября 2012 года в музее-заповеднике «Царицыно».
Выставка получилась обширной: одиннадцать залов Большого дворца общей площадью более 1000 кв. м, где разместилось 1430 экспонатов. В их числе – археологические находки, фотографии, видеоинсталляции, полотна классиков русской и советской живописи, произведения прикладного искусства. Более 200 экспонатов - изобразительные материалы, документы, старинные карты, грампластинки – предоставила Российская государственная библиотека, также участвовавшая в выставке.
Название выставки – «Кавказский словарь» - привлекает внимание к исключительному языковому (а, следовательно, и этническому) многообразию региона. Разных языков и наречий здесь насчитывается более пятидесяти. Это объясняется уникальностью местных условий. Филологи даже называют Кавказ «лингвистическим мешком»: с одной стороны, Кавказ всегда лежал на путях мировой истории, с другой – здесь масса труднодоступных, изолированных мест, куда новые переселенцы оттесняли своих предшественников. Таким образом, одни языки оседали и изолировались в «мешках», другие смешивались, опять-таки находя себе свою нишу, свой собственный изолированный «мешок». Выставка в Царицыне стала своеобразным путеводителем по этому «лингвистическому мешку»: все 1430 экспонатов служат «переводом» знакомых, но не всегда понятных слов: чабан, джигит, аул, аксакал, каракуль, наиб...
Знакомство России с Кавказом состоялось в XIX веке, в ходе многолетней войны, которая, однако, послужила толчком для развития интереса русской образованной публики к этому «дикому» горному краю. А. Пушкин, М. Лермонтов и другие русские поэты и писатели создали в 1-й пол. XIX столетия романтический образ Кавказа, надолго очаровавший читающее общество; даже в 1920-х гг. С. Есенин пытался сочинить на эту тему нечто томное и «волнительное». Немало преуспели в стремлении запечатлеть кавказские красоты и живописцы. Правда, им удалось создать намного более правдивый и яркий образ «дикого» края. Выразительные кавказские пейзажи, сюжеты, типы, характеры запечатлены на полотнах и рисунках Архипа Куинджи и Льва Лагорио. Более глубоким взглядом отличаются произведения представителей национальных школ живописи — Нико Пиросманишвили, Мартироса Сарьяна и других. Всего на выставке было представлено около ста живописных полотен и скульптур из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея искусства народов Востока, из собраний авторов и частных коллекций.