Как считается, две первые русские художественные открытки («открытые письма») появились в 1894 г. или 1895 г. Одна из них представляла собой монтаж рисованных видов Москвы, другая – Киева. Обе открытки появились почти одновременно, так что сегодня трудно установить, какая из них была отпечатана раньше. 1898-1914 гг. стали для русской художественной открытки периодом расцвета. Многие «открытые письма» той поры стали настоящими произведениями графического и полиграфического искусства, а над их созданием работали выдающиеся мастера - как широко известные (Л.Бенуа, И.Билибин, К.Сомов, Г.Нарбут, И.Репин, Л.Остроумова—Лебедева), так и почти забытые (Е.Самокиш-Судковская, П.Соловьева, Е.Бем, Е.Лебедева, А.Красовский, Б. Знорыкин). Среди их работ можно встретить и произведения портретного жанра, ставшие свидетелями истории семей многих художественных деятелей той поры.
Познакомиться со всем разнообразием старых почтовых открыток можно в отделе изобразительного искусства Российской государственной библиотеки (РГБ), коллекция которого насчитывает около 400 тысяч единиц хранения. На «открытых письмах» широко представлены репродукции художественных произведений, благодаря чему этот вид почтовых отправлений приобрел особую популярность: открытки подобного рода зачастую прямо из рук почтальона отправлялись на стены квартир и домов, крышки сундуков и в семейные альбомы, превращаясь в часть интерьера городского и сельского жилища.
Даже беглое знакомство с этой коллекцией позволяет убедиться, насколько неверна бытующая точка зрения на открытку как дешевую, "кичевую" издательскую продукцию. Среди художественных открыток выделяется немногочисленная группа портретов, написанных с особой теплотой - это жены и дочери художников. В их числе портрет дочери И. Крамского, Софьи. Летом 1884 года художник вместе с ней работал в окрестностях французского города Ментон, и давал ей уроки рисования. Здесь же им был создан пронизанный солнцем «Автопортрет с дочерью».
Лишь немногие близкие люди знали, что М. В. Нестеров в 1906 году писал свою «Амазонку», моделью для которой послужила дочь художника Ольга, в очень трудный период: Ольга перенесла одну трепанацию черепа, на очереди была вторая. Девушке пришлось коротко подстричься (на картине волосы спрятаны под малиновую шапочку). Бросается в глаза контраст между внешним решением образа (платье наездницы, хлыст в руке) и каким-то нездешним выражением лица. Фоном картина стала река Белая близ Уфы, где Нестеровы отдыхали всей семьей. Работа продолжалась и дома, в Киеве. В отсутствие «модели» художник попросил позировать свою супругу Екатерину Петровну. Так на почтовой открытке остался запечатлен драматический момент в истории семьи.