Окончание 2016 года в жизни оренбургских архивистов ознаменовалось двумя значимыми событиями. Губернатором Юрием Бергом было подписано распоряжение «О совершенствовании архивного дела в Оренбургской области», предусматривающее создание для архивных учреждений области в течение двух лет необходимых условий, отвечающих потребностям современного информационного общества. В эти же дни был организован первый областной архивный форум, посвященный 250-летию со дня рождения известного российского историка Николая Карамзина.
В центре внимания участников форума находилась весьма актуальная в наши дни проблема сохранности архивных фондов. Это нашло свое отражение даже в самом названии мероприятия - «Архивы на современном этапе: сохранение документов как фундамент развития». В последние годы общество вполне справедливо требует большей открытости архивов, но следует помнить о том, что вопросы открытости архивов и сохранности архивных документов взаимосвязаны самым тесным образом: чем выше степень открытости, тем более высокие требования должны предъявляться к уровню обеспечения их сохранности.
Прошедший форум оказался важным еще и потому, что впервые специалисты архивной отрасли Оренбуржья получили возможность в широком кругу всесторонне обсудить перспективы создания в рамках области единого архивного пространства. На сегодняшний день на земле Оренбуржья действуют два государственных архива и 51 муниципальный Последние находятся в самом трудном положении: лишь 10 из них имеют необходимые условия для работы. Возможности архивохранилищ крупнейших городов области - Оренбурга, Орска и Бузулука – исчерпаны: они загружены на 100 процентов, и принимать на хранение новые документы уже не могут.
В этом направлении уже наметились подвижки: так, в 2016 году областной архив получил новое здание и средства на его оснащение; кроме того, ведется реконструкция архивохранилища №2. Эти и другие шаги соответствуют взятому архивистами Оренбуржья курсу на создание новой материально-технической базы на ныне существующей основе. В дальнейшем планируется создать единую базу данных о местах хранения документов по личному составу, обеспечивающую оперативность поиска необходимых пользователям сведений. Совершенствуется и частично автоматизируется система научно-справочного аппарата, ведется подготовка к изданию новых путеводителей по архивам.