15 (28) января 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Спустя четыре года в честь этого события состоялся первый военный парад, а спустя еще год Реввоенсовет издал приказ, согласно которому отныне полагалось праздновать "день рождения Красной армии" ежегодно 23 февраля. Почему был избран именно этот день, не может объяснить никто; одно из вероятных объяснений заключается в том, что декрет о создании РККА был подписан наркомвоенмором Л. Б. Троцким, и его соперники в руководстве большевистской партии не хотели, чтобы "день рождения Красной армии" стал фактически днем памяти об этой персоне. Сама же дата 23 февраля была взята едва ли не «с потолка». Как бы то ни было, годы становления РККА вызывают заметный интерес у специалистов и любителей истории, свидетельством чему является популярность соответствующих изданий из библиотечного фонда военной литературы Российской государственной библиотеки (РГБ).
Мало кто знает, что такой вид связи, как почтовый голубь, довольно долгое время использовался в военном деле, причем не так уж и давно. Еще в 1927 году руководство РККА издало «Временное наставление по военно-голубиному делу РККА», содержащее множество сведений как теоретического (анатомия и физиология голубей, скорость и высота полета, правила содержания) так и практического (устройство военно-голубиных станций, способы дрессировки) характера. «Военных» голубей полагалось приучать к грому артиллерийских выстрелов, ночным полетам и переноске грузов; правда, груз предполагался совсем небольшой – максимум 20 граммов. Обученные птицы должны были служить средством связи в кавалерийских частях, партизанских отрядах, на флоте и в авиации, обеспечивая связь аэроплана или дирижабля с землей.
В первые годы существования РККА многие хозяйственные должности занимали командиры старой, еще дореволюционной закалки, с опытом Первой мировой и Гражданской войн. Таким образом, издававшиеся по хозяйственной части инструкции отразили взгляды, сложившиеся в результате обширной практики. «Положение о хозяйстве в роте, эскадроне, неотдельной батарее и штатной команде» (1925 г.) наставляет красноармейцев и командиров относительно того, как беречь казенное имущество, выдавать и получать денежное довольствие и «приварок» - хлеб, чай, сахар, мыло. Не менее тщательно прописаны «Наставления для приготовления пищи» (1924 г.), где матерые специалисты даже делятся своим опытом относительно того, как разоблачить нерадивого повара, не соблюдающего режим экономии: «наполнение кухни паром указывает на ненужную трату дров поваром».
Если проблемам ротного/батарейного/эскадронного хозяйства большое внимание уделялось еще в царской армии, то вопросами организации культурной жизни в среде рядовых военнослужащих озаботились только после революции. Судя по книге «Красноармейский театр» (1921 г.), большое место отводилось самодеятельному театру. Красноармейцам предлагалось «активное обучение массовым играм-импровизациям», в театрализованной форме вовлекавших их в гущу «классовой борьбы»: стачки, митинги, «восстания Стеньки Разина и Пугачева» и т. п. В качестве эталона предлагалась театрализованная постановка, осуществленная в Череповце к третьей годовщине Октябрьской революции: на сцене царь со свитой, члены временного правительства, кучка генералов и фабрикантов. Их «накрывает волна народного гнева», после чего «рабочие, работницы, солдаты берутся за руки. Пляшут. Поют. Общее ликование». И хотя в списке рекомендованной для постановок литературы значатся такие фамилии как Шекспир, Шиллер, Толстой и Чехов, «пляска с общим ликованием», судя по всему, пользовалась гораздо большим успехом. Организаторы красноармейского театра честно признавали: «При низком уровне культурного развития масс спектакли могут быть непонятыми».