Сегодня на Сахалине проживают около 4 тыс. представителей коренных народностей (0,7% населения острова), в основном представляющих четыре этнические группы: нивхи, ороки, эвенки и нанайцы. Часть их объединена в родовые хозяйства (всего таких хозяйств насчитывается около 50). Интересно, что многие представители коренных народов пытаются сохранять историю рода, делают записи о своей генеалогии, рисуют на листах бумаге или картона целые генеалогические древа. А с недавнего времени ученые предложили им использовать для этих целей компьютер.
Остров Сахалин был заселен людьми 10-8 тыс. лет назад. Древнейшим населением острова были айны (сейчас их на Сахалине не осталось), позже сюда с нижнего течения реки Амур переселились нивхи, а еще позднее - ороки (ульта), нанайцы и эвенки (тунгусы). Согласно данным переписи 2002 года, на территории Сахалинской области проживают представители двадцати семи коренных народов Севера, однако численность их очень невелика. Наиболее многочисленны нивхи – 2220 человек, уйльта (ороки) – около 300 человек, эвенки – около 200 человек и нанайцы – около 100 человек.
Сама малочисленность коренных народов заставляет их всерьез заниматься генеалогией: по словам заведующего отделом Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа, «знание о принадлежности к какому-либо роду обосновано: когда группа малочисленна, важно сохранять экзогамию, нельзя брать жену из своего рода, она должна быть чужеродной. И для этих людей это по-прежнему актуально». Знание собственной генеалогии важно для представителей малочисленных народов еще и для поддержания их этнической идентичности.
Специалисты отмечают, что у аборигенов Сахалина действительно есть реальная потребность в разработке генеалогии своих родов, и занимаются они этим с большим интересом. Помочь им в этой задаче может компьютер: специалисты Института этнологии и антропологии РАН в ближайшее время планируют предоставить в их распоряжение специальные компьютерные программы для построения генеалогических деревьев, а также обучить всех заинтересованных лиц пользоваться ими и в дальнейшем помогать представителям коренных народов создавать базу их генеалогических знаний. Подобный проект уже реализован на материке, в Эвенкии: там на основе подобных разработок даже выпустили книгу, в которой опубликованы родовые древа нескольких десятков эвенкийских семей.