«Красные китайцы» оставили свой след не только в событиях гражданской войны в России 1918-1922 гг. Многие из стойких бойцов мировой революции после окончания войны остались в стране победившего пролетариата, включившись в строительство нового мира без царя, буржуев, помещиков и попов. В 1920-е гг. ряды этих строителей пополнились другими выходцами из Поднебесной, бежавшими от нищеты, царившей в китайской деревне. В поисках лучшей жизни некоторые из них добрались до западной окраины Страны Советов, обосновавшись в окрестностях белорусского Витебска. Несколько китайских семей, объединившись, создали здесь свой китайский колхоз, процветавший даже во времена повального голода начала 1930-х гг. До сих пор в Витебске и окрестностях живут потомки китайских колхозников, живо интересующиеся своими необычными родословными.
Председателем колхоза был Александр Чжан Ван Фу, выходец из Харбина. В Витебск он попал в годы гражданской войны, но неизвестно, довелось ли ему участвовать в событиях того бурного времени. А вот его заместитель и колхозный бригадир Син Су Дзи был в числе тех самых «красных китайцев», что вместе с представителями русского пролетариата несли на своих штыках свободу для трудящихся всего мира. Син Су Дзи, которого товарищи называли попросту Михаилом, донес свободу аж до Варшавы, где в 1920 году его остановила польская пуля, после чего Син Су Дзи отправили лечиться в Витебск. Здесь он и остался. Похожие биографии имели и другие китайские переселенцы, которых к 1922 году в Витебске насчитывалось уже 44 человека.
В 1928 году 10 китайских семей получили у Николаевского сельсовета в аренду 17 гектаров в деревне Марковичи и создали на них садово-огородническую артель, вскоре преобразованную в колхоз «Кантонская коммуна». Истосковавшиеся по работе на земле китайские крестьяне сразу погрузились в привычную для них стихию, так что вскоре колхоз стал самым передовым и зажиточным во всем Витебском районе. Даже в голодные 1932-1933 гг. колхозники не бедствовали, выплата натурой по трудодням постоянно увеличивалась. В колхоз к китайцам начали проситься жители ближайших деревень.
В начале 1930-х годов колхоз стал интернациональным: вместе с китайцами здесь работали белорусы, поляки, литовцы, латыши. Некоторые из колхозников еще многие годы спустя подписывались в документах иероглифами. После войны недалеко от деревни Сущево жило несколько семей бывших колхозников; это поселение местные жители прозвали Китайчонками. Сейчас уже и Китайчонки исчезли, и даже старожилов, которые могли бы рассказать о том, как до войны в этих краях процветал китайский колхоз, уже нет. Только архивные документы хранят память о временах, когда на земле Витебщины жили и трудились переселенцы из далекого Китая, занесенные сюда ветром перемен.