+7 (499) 399-36-48
Москва
Мск
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
Перейти на главную страницу сайта Перейти на главную страницу сайта

НОВОСТИ

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отчество!»
Николай Михайлович Карамзин

12 апреля 2014
Капитан «Юноны»
Капитан «Юноны»

Имя Николая Петровича Резанова стало известно широкой публике только в начале 1980-х гг., после постановки на сцене Ленкома рок-оперы «Юнона» и «Авось», ставшей культовой. Романтический образ «графа Резанова» пробудил интерес к личности Резанова реального. Выяснилось, что в действительности графского титула Николай Петрович Резанов не имел; что он был одним из руководителей первого русского кругосветного плавания, во время которого чуть не казнил знаменитого адмирала Крузенштерна - позже все лавры этой экспедиции достались Крузенштерну, а о Резанове забыли; что он был зятем и наследником богатейшего иркутского купца Георгия Шелехова, основателя Русско-Американской компании; что похоронен он был в Красноярске, а могила его не сохранилась… Из мрака забвения вырисовывался образ моряка, путешественника, политика, придворного, коммерсанта – словом, личности не менее интересной, чем его романтизированный двойник на подмостках Ленкома. 250-летие со дня рождения Николая Резанова, отмечавшееся в 2014 году, стало поводом вновь обратиться к биографии капитана «Юноны», личность которого, по-видимому, теперь уже неразрывно будет восприниматься через образ героя Николая Караченцева…

Дорога на край света

Николай Резанов родился в Санкт-Петербурге, в довольно бедной дворянской семье. Природа одарила его талантами и внешностью, так что уже к 14 годам он владел пятью иностранными языками, а спустя два года, как говорят, приглянулся Екатерине II, которую сопровождал во время путешествия в Крым. После этого Резанов внезапно исчезает из столицы. Несколько лет он служит в захудалой провинциальной канцелярии в Пскове, а в начале 1790-х гг. также внезапно и не вполне объяснимо возвращается в Петербург, и почти мгновенно делает блестящую для выходца из не слишком знатной семьи карьеру. В 1791 г. Резанов назначается правителем канцелярии при кабинет-секретаре императрицы Гавриле Романовиче Державине, и тем самым вновь попадает ко двору. «Статность, сноровистость и красота» Резанова вызывает ревность у тогдашнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, который в итоге упекает конкурента в далекий Иркутск — инспектировать деятельность компании купца Григория Шелихова, основателя «Русской Америки».

Унесенный вихрем

Даже здесь, на краю света, Резанов живет и действует, словно бы подхваченный тем самым вихрем, что сорвал его однажды со спокойного места асессора палаты гражданского суда в провинциальном Пскове (на таких должностях многие чиновники мирно доживали до старости). Уже спустя несколько месяцев, в январе 1795 года, он женится на дочери Шелихова, получив хорошее приданое и полную поддержку своего тестя — некоронованного правителя заокеанских территорий. Спустя полгода Шелихов умирает, и Резанову перепадает немалая часть его капиталов.

Он вернулся в Петербург после смерти Екатерины II. Император Павел, ненавидевший Зубова, явил конкуренту бывшего фаворита полный респект. Карьера Резанова достигает пика: он назначается главой Российско-Американской компании, обер-секретарем Сената, его награждают орденом Св.Анны II степени и пенсионом в 2000 рублей. Александр I, сменивший на троне Павла, также благоволил Резанову: пожаловал чин камергера, назначил первым российским посланником в Японию и главой (совместно с Крузенштерном) первой русской кругосветной экспедиции. Последнее предприятие стало началом конца блестящей карьеры Резанова: во время плавания он в дым разругался с Крузенштерном и в итоге был отстранен от участия в экспедиции, получив приказ провести инспекцию русских поселений на Аляске.

«Нет ей места в сердце моем»

История плавания Резанова к берегам Аляски и Калифорнии, встреча с дочерью коменданта крепости Сан-Франциско Консепсьон Аргуэльо (Кончитой), история их романтической любви и ее трагический финал – все это хорошо известно, хотя, конечно, и в сильно приукрашенном, но оттого не менее захватывающем виде. Впрочем, Николай Петрович Резанов вполне достоин того, чтобы о нем слагали легенды и песни. Его смерть стала такой же внезапной, как и многие другие события его жизни - словно бы вихрь, несший «графа Резанова», в одночасье унес его за пределы бытия. Точное место погребения его неизвестно.

А Кончиту, по его собственному признанию, он, вопреки легенде, не любил. «Нет ей места в сердце моем», — написал он в своем последнем письме.

археология архив архивист архивисты архивное дело архивные документы архивные фонды архивный поиск архивы база данных базы данных Белоруссия библиотека библиотечное дело Великая Отечественная война военная история военный поиск выставка генеалог генеалогические исследования генеалогический поиск генеалогическое древо генеалогическое исследование генеалогия генетика геральдика герб дворянство династии династия интервьюирование родственников история история рода история России история семей история семьи картография книга книги книгоиздание литература метрические книги Москва музей наследие Омск ономастика оцифровка Первая мировая война поиск предков поколенная роспись потомки предки происхождение фамилии ревизские сказки род родовой герб родословная родословная книга родословное древо Российская государственная библиотека Российская национальная библиотека Российский государственный исторический архив (РГИА) рукописи Санкт-Петербург семейная история семейная энциклопедия семейный архив семья событие в Москве старые фотографии судьба предков традиции фамильное древо фамильные ценности
наверх