Разговор «шершавым языком плаката» (слова В. Маяковского, ставшие крылатыми) российские власти начали вести с населением уже в годы Первой мировой войны, но подлинный расцвет искусство «шершавого языка» пережило в годы революции, гражданской войны и НЭПа. Оно не утратило свою актуальность в последующем: плакат как инструмент агитации и пропаганды активно использовался и в предвоенные, и в военные, и в послевоенные годы. Без большой натяжки можно сказать, что советский агитационный плакат составил отдельную главу в истории графического искусства.
Советскому агитационному плакату посвящена выставка, открывшаяся 8 сентября 2013 г. в музее «Горки-Ленинские». Она была приурочена к состоявшимся в сентябре выборам, и потому большое место в экспозиции отведено предвыборным плакатам 1930-1950-х гг. Выборы в СССР, как известно, были безальтернативными, однако явку на них старались обеспечить по максимуму, и агитационный плакат играл свою роль в решении этой задачи.
Было бы большой ошибкой говорить о «примитивности» плакатов той поры. В их создании принимали участие профессионалы самого высокого уровня. Плакаты находились на самом острие советской пропаганды, они должны были оказывать моментальное воздействие на зрителя, емко, лаконично, образно и понятно донося до него необходимую идею. Короткий энергичный лозунг, сопровождавший изображение на плакате, призывал к активному действию и, как правило, легко запоминался.
Искусство плаката было адресовано самым широким массам, и находило в них положительный отклик – люди той поры не были избалованы обилием информации, да и вообще не отличались большой грамотностью. Нередко плакат заменял собой газету, а его мнимая «примитивность», безыскусность обладала огромной силой эмоционального воздействия. Лучшие произведения плакатного искусства советского периода представляют собой подлинные шедевры графики.