27 сентября 2013 г. российская система дошкольного образования отметила не вполне обычный юбилей: 150-летие со дня открытия в России первого детского сада. Сегодня детские сады давно стали привычной частью повседневной жизни, а ведь когда-то им пришлось не только доказывать свою необходимость и завоевывать общественное мнение, но и фактически возглавить прогресс в деле дошкольного воспитания.
Прекрасный сад, где дети – «цветы жизни» - заботливо «взращиваются» умелыми садовниками-воспитателями… Таким видел идеал детского дошкольного образовательного учреждения его создатель – немецкий педагог Фридрих Вильгельм Август Фребель. Именно он в далеком 1837 г. впервые ввел в оборот термин «детский сад». По его замыслу, назначение детского сада заключается не только в том, чтобы брать под надзор детей дошкольного возраста, но и "упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми". Детей Фребель сравнивал с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. В России «фребелевская» система пробила себе дорогу не сразу. Только в 1862 г. Софья Андреевна Люгебиль при поддержке мужа, известного филолога, профессора К. Я. Люгебиля, открыла в Петербурге первый детский сад «фребелевского» типа. Просуществовал этот детский сад до 1869 г. когда был закрыт из-за нехватки средств.
Первые детские сады были заведениями дорогостоящими, рассчитанными на состоятельных родителей. Однако опыт их работы был использован при создании «народных» детских садов, имевших характер благотворительных заведений. Первый такой сад в России открылся в Москве в 1866 г. Он был рассчитан для детей горожан из низших слоев населения. К 1869 г. в городе было уже четыре детских сада. В 1871 г. в Петербурге начало действовать Фребелевское общество, занимавшееся просветительской и благотворительной деятельностью. Оно учредило курсы для подготовки работниц детских садов. К 1910 г. в России имелось 82 детских сада, как платных, так и бесплатных, существовавших на средства попечителей и благотворительных обществ. В эти же годы начала развиваться методика дошкольного воспитания. С 1914 г. московская городская управа начала внедрять дошкольные учреждения нового типа — «очаги», где дети могли находиться по 10-12 часов в сутки и получать трехразовое питание.
Сегодня в России действует около 50 тысяч детских дошкольных учреждений: яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования. В одной только Москве различными формами дошкольного образования охвачено 424 тысячи малышей. Дошкольное образование в России не является обязательным, а потому многие семьи воспитывают и обучают своих детей самостоятельно.