Слухи о том, что исторический крейсер «Аврора» вскоре покинет Петроградскую набережную и отправится на ремонт — на это потребуется 1 млрд рублей. — ходили давно, и, наконец, материализовались: по планам, «Аврора» в 2014 году должна быть отбуксирована на завод, а весной 2016 года, если все срастется, вернуться на Петроградскую набережную. Хотя корабль находится в относительно приличном состоянии, тем не менее, доковый ремонт необходим. После ремонта корабль-музей вновь станет доступен для посетителей, которых, в большинстве своем, «прикалывает» не то, что когда-то «Аврора» дала холостой залп в сторону Зимнего дворца, после чего все пошло кувырком, а то, что это – единственный сохранившийся до наших дней в России корабль начала ХХ столетий.
Бронепалубный крейсер «Аврора» был спроектирован в 1895-1896 гг., и вошел в состав флота в 1903 г. Он стал третьим и последним в рамках серии однотипных крейсеров-разведчиков, предназначавшихся для борьбы с торговым судоходством противника на сравнительно небольшом удалении от баз. Все три этих крейсера, названные в честь античных богинь «Паллада», «Диана» и «Аврора», морально устарели еще в процессе строительства: из-за слабого бронирования и вооружения они не годились для боя в составе эскадры, а небольшая скорость хода и малая дальность ограничивали их применение в качестве «истребителей торговли» и дальних разведчиков. Тем не менее, эти крейсера хорошо показали себя во время русско-японской войны, и оставались в строю и в годы Первой мировой.
После революции 1917 года «Аврора» стала учебным кораблем, и мало кто мог предположить, что старый крейсер вновь станет участником боевых действий. Практически все войну «Аврора» провела в Ораниенбауме. Снятые с крейсера орудия использовались для обороны «Ораниенбаумского пятачка» и погибли в боях. Сам корабль получил около 1300 пробоин (площадь одной из них составляла 8 кв.м.), в результате чего судно с небольшим креном село на грунт. В таком виде «Аврора» простояла до полного освобождения Ленинграда. В 1944 году было решено восстановить крейсер и сохранить его как исторический памятник.
За сто с лишним лет «Аврора» пережила как минимум 13 ремонтов, в том числе несколько доковых. Было даже предложение сдать «эту рухлядь» на металлолом и построить новую «Аврору» по старым чертежам. Возможно, из-за этого, а также из-за нескончаемой череды ремонтов появилась версия о том, что вместо исторического крейсера на Петроградской набережной стоит копия. Слухи о «новоделе» связаны в том числе и с последним ремонтом корабля в 1984–87 годах, когда подводную часть корпуса целиком срезали и установили новую, из устойчивого к коррозии металлического сплава, способного выдержать пребывание в воде в течение трехсот лет. В дальнейшем этот стал использоваться при строительстве кораблей.